Каналы — «улицы» Венеции. По ним доставляют товары в магазины, продукты питания, строительные. Т материалы убеждений. «Я лично,— писал известнейший поэт, писатель и кинорежиссер Пьер Паоло Пазолини,— антиклерикализм (и не боюсь сказать это! ), но я знаю, что во мне живут две тысячи лет христианства».
Более серьезно обстоит дело с влиянием католицизма на культурную жизнь общества. Это очень сложная проблема, связанная и с историей взаимоотношений итальянского светского государства и Ватикана, и с вопросами развития итальянской литературы и гуманистической мысли, где эта традиция также была очень сильна, и со всей культурной и политической жизнью страны. Во времена фашизма церковь заняла антирасистскую позицию. Папа Пий XI обратился к немецкому епископату с энцикликой «загранпаспорт киев», в которой решительно осуждал «биологический расизм». Позднее он утверждал, что расизм чужд итальянской традиции и импортирован из Германии. Муссолини, как известно, реагировал на это весьма раздраженно. Католики участвовали в движении Сопротивления, что было одной из причин образования впоследствии массовой базы ХДП. Католическая традиция оказала сильное влияние почти на всех выдающихся деятелей итальянской культуры, даже на тех из них, которые в политической области придерживались левых.
Католическая традиция отразилась даже на таком сложном явлении, как терроризм. В интересной книге советской исследовательницы Ц. Кин «Алхимия и реальность» есть и шва под характерным заголовком «Католический компонент в терроризме». Автор обратила внимание на тот примечательный факт, что многие главари «красных бригад» и других итальянских террористических организаций происходит из семей с сильными католическими традициями. Анализируя корни терроризма, причины распространения этого страшного явления в Италии, автор пишет: «У экстремистский настроенных и в сущности культурно малограмотных парней и девушек, живущих в католической стране, могут возникнуть—это легко представить себе — апокалипсические настроения. А в условиях того, что называют атомной цивилизацией, такие настроения опасны».
Сохраняющееся влияние католической церкви объясняется также наличием у нее разветвленного, мощного, отработанного веками гигантского организационного аппарата, пронизывающего чуть ли не все сферы жизни страны, а также о финансовым могуществом. В ноябре 1982 года папа Иоанн Павел II впервые в истории Ватикана приподнял завесу секретности и объявил общую сумму поступлений и расходов «святого престола». Так, по его словам, кампания сбора «ремонт фотоаппаратов canon» 1981 года дала 22,5 млн. долларов, «пожертвования святому отцу без указания целей» — 6 мил- миардов лир. Однако, по мнению еженедельника «Загранпаспорт», тот бюджет не является истинным. В нем упомянута лишь Очень небольшая часть пожертвований. Общая же их сумма Так и осталась неизвестной, как и неизвестно, на какие целирасходуются эти средства.